• Услуги ТПП РМ
  • Презентационная деятельность
  • Ваше мнение
    ТПП-Информ
    

    ЕВРО В ЗОНЕ РИСКА

    Новости ТПП РМ

    (текст выступления Председателя Комитета ТПП РФ по содействию внешнеэкономической деятельности академика РАН И.Д. Иванова на заседании Совета Безопасности Российской Федерации)

    Одним из не преодоленных последствий финансово-экономического кризиса остается повышенная волатильность курсов основных резервных валют, прежде всего евро.

    Это объясняется запозданием с выходом Евросоюза из кризиса, расстройством государственных финансов многих стран еврозоны вплоть до возможного суверенного дефолта отдельных государств ПИИГС, снижением бюджетной дисциплины и отсутствием реальных санкций за это в Лиссабонском договоре и в компетенции ЕЦБ. Явно сказывается то, что валютно-финансовая политика Евросоюза, вынесенная на наднациональный уровень, оторвалась от бюджетной и налоговой, остающихся в национальной компетенции. Вне ЕС евро остается пока скорее региональной валютой (не имеющей хождения, например, в уже послекризисной Азии), слабо используется в валютном арбитраже, биржевой торговле, номинировании финансовых инструментов и при фактуризации сделок. Наконец, против евро играют ныне и многие валютные спекулянты. В итоге, сложилась тенденция ослабления евро к доллару и к резервным валютам «второго эшелона».

    Разумеется, такой ход событий не оставляет Евросоюз и еврозону пассивными. В плане оздоровления государственных и частных финансов блока до осени 2010 г. планируется осуществить комплекс новых регуляторных мер, которые, будучи антикризисными, призваны укрепить и евро. Это, в частности, дополнительные требования к обеспечению достаточности капитала банков, особенно вовлеченных в высокорисковые операции; их обложение специальным налогом, формирующее антикризисный финансовый резерв и тем перекладывающее цену антикризисного регулирования частично на сами банки; новые правила для работы хедж-фондов и частных инвестиционных фондов, страхового бизнеса, рейтинговых агентств; запрет на ряд необеспеченных спекулятивных сделок; ужесточение бонусной практики для менеджеров. Определены сроки возврата к нормативам еврозоны по размерам дефицита бюджета и госдолга, распространяемые также и на страны вне зоны евро. К 2011 г. свои финансы таким образом должна оздоровить: Мальта - к 2012 г.; Бельгия, Италия, Литва, Латвия и Польша - к 2013 г.; Австрия, Германия, Голландия, Испания, Португалия, Словакия, Словения, Франция и Чехия - к 2014 г.; Ирландия, Греция и Великобритании - к 2015 г.

    Будет создан надзорный орган ЕС по мониторингу государственных финансов стран-членов, собственный антикризисный финансовый резерв ЕС, ужесточиться проверка данных национальной финансовой статистики. Поэтому хоронить евро пока рано. Примерно через полтора-два года «курсовые качели» могут повернуться наоборот - в ущерб доллару и на пользу евро. Однако в этот период не стоит ждать из ЕС крупных прямых капиталовложений в российскую экономику, а портфельные и спекулятивные станут более непостоянными. Возможной станет и скупка нашим бизнесом подешевевших активов в зоне евро, но в стратегических отраслях ее будут ограничивать Лиссабонский договор и национальные барьеры стран ЕС.

    В сложившихся условиях на государственном уровне логично было бы пока не расширять долю евро в валютных резервах страны (с опцией конверсии части из них в золото), сохранить преимущественное размещение госфондов за рубежом в долларовые инструменты (с сокращением сроков погашения приобретаемых ценных бумаг до года-полутора). При переговорах о реформе международной финансовой системы разумно было бы делать упор на повышении ответственности стран, особенно государств с резервными валютами, за устойчивость их госфинансов и достоверность представляемой финансовой статистики при адекватных возможностях международного мониторинга, контроля и наложения санкций. Не возражать против вписывания в новую мировую валютную систему региональных валютных союзов и расчетных зон (что, однако, не означает эйфорийной спешки и кампанейщины с созданием валютного союза стран СНГ, перехода на оплату в рублях за наш энергоэкспорт, придания рублю статуса резервной валюты, а Москве – статуса международного финансового центра, что в сложившихся усложненных условиях может быть контрпродуктивным). Не исключать дифференцированного отношения к евро и другим резервным валютам при регулировании притока краткосрочных капиталов, валютных позиций банков и в режимах пруденциального надзора. Не форсировать вопрос о введении какой-либо мировой «сверхвалюты» до полного прояснения нынешней международной финансовой ситуации. Иметь позицию страны на случай суверенного дефолта своих торговых партнеров.

    На корпоративном уровне нужно было бы тщательнее взвешивать валютные риски при проведении новых ИПО. Отдавать предпочтение доллару при расчетах на указанный выше период за биржевые товары, в.т.ч. на спотовых рынках, а также при приобретении (формировании) вторичных финансовых инструментов. Использовать слабость евро при приобретении активов за рубежом и досрочном погашении номинированной в нем задолженности. Фиксировать различия в банковском проценте по евро и доллару при привлечении депозитов населения. По возможности хеджировать операции в евро, шире использовать валютные оговорки по евро в коммерческих контрактах. Практиковать, при целесообразности, расчеты с партнерами в их национальных валютах и резервных валютах «второго эшелона». Не исключать расчетов по бартеру с валютно неблагополучными странами.

    Во всех случаях будет необходим пристальный мониторинг и достоверный прогноз мировой валютной ситуации (к 2012 г. она может стать и иной, ибо структурных слабостей доллара пока никто не отменял). Необходима и собственная авторитетная рейтинговая служба, свободная от ангажированности ныне существующих на Западе.