• Услуги ТПП РМ
  • Презентационная деятельность
  • Ваше мнение
    ТПП-Информ
    

    В ТПП РФ создается департамент по инвестициям

    Новости ТПП РМ

    На Ильинке, 6 состоялось заседание Комитета ТПП РФ по инвестиционной политике «Совершенствование корпоративного управления как средство улучшения инвестиционного климата». Целью мероприятия стала выработка предложений для органов исполнительной и законодательной власти по развитию института независимых директоров и совершенствованию работы советов директоров.

    Как сообщил в начале заседания председатель комитета ТПП РФ по инвестиционной политике Антон Данилов-Данильян, президент Палаты России Сергей Катырин принял решение о создании департамента по содействию инвестициям. Он будет заниматься вопросами улучшения инвестиционного климата в России и создания инвестопроводящей сети. Сейчас этот процесс находится в стадии утверждения положений о департаменте. Функционирование новой структуры начнется в течение ближайших недель.

    И. о. вице-президента ТПП РФ Александр Захаров, который отныне будет курировать инвестиционное направление в Палате, отметил, что государство и общественность не проинформированы о зависимости между качеством корпоративного управления и инвестиционной привлекательностью компании. По его словам, следует способствовать повышению результативности Торгово-промышленной палаты РФ как площадки, которая может объединить всех участников дискуссии для выработки консолидированной позиции.

    Комитет ТПП РФ по инвестиционной политике неоднократно принимал участие в разработке элементов законодательства, относящегося к вопросам совершенствования управления. Так, например, усилия комитета по принятию поправок в закон об акционерных обществах дали возможность ввести понятие акционерного соглашения для российской практики. Много лет действует учрежденный совместно с ТПП РФ Реестр корпоративных директоров.

    Средние и крупные акционерные общества довольно часто обращаются в реестр с просьбой о предоставлении независимого директора, который мог бы дать взгляд со стороны на то, что происходит в компании в части функций совета директоров. В последнее время к этим акционерным обществам стали присоединяться и государственные акционерные общества. Министерства и ведомства направляют письма в реестр с предложением направить соответствующих директоров, причем эта практика распространяется не только на Москву, но и на российские регионы.

    Институт независимых директоров способствует повышению уровня открытости в обществе и бизнесе. Предприятиям проще привлечь инвестиции, поскольку прозрачность упрощает проведение оценки и исследований акционерных обществ, включая финансовое положение. Качество корпоративного управления непосредственно влияет на стоимость компаний. Кроме того, наличие независимых директоров учитывается при составлении международных рейтингов компаний (например, агентством Standard & Poor’s). В российских предприятиях ситуация не самая лучшая – в топовых компаниях менее 20 % независимых директоров, тогда как в мировой практике этот показатель достигает 60 % и выше.

    Обсуждалась и практика создания при крупных АО комитетов по взаимодействию с миноритарными акционерами. Это практически чисто российская новация, начало которой положил Сбербанк, и вносящая заметный вклад в совершенствование корпоративного управления и формирование благоприятного инвестиционного климата.

    Однако и здесь находятся свои трудности, вызванные несовершенством российского законодательства. Самым ярким примером является Закон об инсайде, который был принят, но правоприменения его до сих пор нет, соответствующие механизмы еще не заработали должным образом и со стороны бизнеса поступает огромное количество жалоб.

    Другой проблемой для независимых директоров является доступ к информации. Не совсем открытым является и механизм выдвижения на должность в совет директоров, а в части предприятий и вовсе действуют полностью непрозрачные схемы номинирования.

    Перед сообществом остро стоит вопрос об обновлении Кодекса корпоративного управления, который был принят несколько лет назад и брал за основу зарубежный опыт. Сегодня назрела необходимость внести в него изменения, соответствующие нынешним реалиям. Бурные дискуссии вызывает вопрос о саморегулировании и создании СРО в области корпоративного управления.

    Однако в борьбе за повышение эффективности корпоративного управления не стоит забывать о том, что оно является надстройкой над антикоррупционной системой. За рубежом действуют хорошо отлаженные пакеты законов по противостоянию коррупции, в которые успешно вписывается и корпоративное управление. Именно совершенствование антикоррупционного законодательства в России откроет дорогу полной прозрачности в корпоративном управлении и будет способствовать притоку инвестиций.

    Анастасия Казимирко-Кириллова
    ТПП-Информ